суббота, 9 февраля 2013 г.

конституциональнык свойства человека по ананьеву

PPPГуманистическая психология направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т.Pд.PPPГуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.PPPОсновные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:PPP человек целостен и должен изучаться в его целостности;PPP каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;PPP человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность;PPP человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;PPP человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;PPP человек обладает определенной степенью свободы от внешней д

6.PГуманистическое направление в психологии

PPPОднако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы S R для объяснения поведения людей. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» V, в результате схема приобрела вид: S V R. Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула. К ним относились такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций). И хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, выводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по особенностям поведения, и тем самым существование сознания по-прежнему игнорировалось.PPPДругим значимым шагом в развитии бихевиоризма было изучение особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных (Торндайк, 1898), или оперантных (Скиннер, 1938). Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей легкостью. Например, если какое-либо определенное действие постоянно подкреплять, т.Pе. поощрять или вознаграждать кусочком сахара, колбасы, мяса и т.Pп., то очень скоро животное будет выполнять это действие при одном лишь виде поощрительного стимула.PPPСогласно теории бихевиоризма, классическое (т.Pе. павловское) и оперантное обусловливания являются универсальным механизмом научения, общим и для животного и для человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический, не требующий проявления активности человека. Достаточно использовать одно лишь подкрепление для того, чтобы «закрепить» в нервной системе успешные реакции независимо от воли или желаний самого человека. Отсюда бихевиористы делали выводы о том, что с помощью стимулов и подкрепления можно буквально «лепить» любое поведение человека, манипулировать им, что поведение человека жестко «детерминировано» и зависит от внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.PPPТаким образом, бихевиористами игнорируется существование сознания, т.Pе. игнорируется существование внутреннего психического мира человека.PPPТем не менее заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы. Во-первых, он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественно-научных дисциплин. Во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распространение инструментальные приемы исследования психических процессов. В-третьих, была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных. Кроме того, в работах бихевиористов были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков. И наконец, распространение бихевиористских взглядов способствовало изучению психических явлений с естественно-научных позиций.

» » » » онлайн-чтение (стр. 3)

Анатолий Геннадьевич Маклаков. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты

Комментариев нет:

Отправить комментарий